Поддержка детей Поддержка детей

Горячая линия
Оценка реализации проекта ОБРАЗОВАНИЕ



Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?











7 ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ДЕТЯХ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНИЛИ СИСТЕМУ ВОСПИТАНИЯ

27 Марта 2024

7 ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ДЕТЯХ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНИЛИ СИСТЕМУ ВОСПИТАНИЯ

(Источник: ©Parents )

С 50-х годов XX века ученые провели множество научных опытов с участием детей. Некоторые из них серьезно повлияли на подходы к воспитанию малышей, младших школьников и подростков. Рассказываем о самых интересных.

Предупреждаем сразу: некоторые из тестов, которые приводятся в подборке, вряд ли можно считать этичными, если рассматривать их сквозь современную оптику. Однако все они так или иначе пролили свет на то, как работает детская психика.

МАТЬ С КАМЕННЫМ ЛИЦОМ

В 1975 году Эдвард Троник, директор отделения развития ребенка при Гарвардском университете, инициировал эксперимент «Каменное лицо». Детей от 6 месяцев до двух лет сажали напротив матери — сначала она эмоционально общалась с ним, а затем внезапно на минуту замирала с каменным выражением лица. Поначалу ребенок пытался расшевелить мать, потом у него начиналась истерика. Как только мать «возвращалась», он успокаивался.

Этот эксперимент объясняет, насколько для младенцев важна эмоциональность и эмпатия взрослых людей — с самого раннего детства они боятся, что их бросят и буквально не выносят отстраненности.

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ

В 2009 году ученые провели эксперимент, в котором участвовали годовалые дети. Две женщины изо всех сил нахваливали блюда, а потом предлагали малышам попробовать — неважно, что это было, сладости или овощи с фруктами. Исследователи заметили, что дети в раннем возрасте всеядны и с удовольствием экспериментируют.

Таким образом, у вас есть все шансы закрепить у ребенка до двух лет правильные пищевые привычки на всю жизнь — приучить наслаждаться свежими овощами, зеленью, творогом и другими полезными продуктами.

ПИРАМИДКА БЕЛАЯ ИЛИ ЧЕРНАЯ

Этот эксперимент провели советские ученые. Они поставили на стол черную и белую пирамидки и сказали троим детям, что говорить нужно, что они обе белые. Четвертого ребенка спрашивали последним. Трижды услышав от сверстников, что пирамидки белые, он дал тот же ответ. После ребенок признавался, что засомневался в том, что видит.

Эксперимент повторили на взрослых — и результаты совпали. Вывод однозначный: не давите на своего ребенка, учите его составлять собственное мнение о происходящем, чтобы у него сформировалось критическое мышление и он впоследствии не попадал под влияние большинства.

ЗЕФИР И СИЛА ВОЛИ

Ученые Стэнфордского университета в конце 1960-х провели эксперимент с зефиром. Ребенка в возрасте от 4 до 6 лет сажали за стол, на котором лежал зефир, и говорили, что он может съесть его прямо сейчас или спустя 15 минут. Если подождет — получит в два раза больше. Как только взрослый уходил, большинство испытуемых тут же поглощали зефир. Спустя годы оказалось, что те дети, которые смогли подождать, были успешнее в жизни, благодаря сформированной в детстве силе воли.

Ремарка: позже выяснилось, что желание съесть сладкое немедленно зависит и от социального статуса семьи.

ИЗБИЕНИЕ КУКЛЫ БОБО

Это социально-психологический эксперимент, проведенный Альбертом Бандурой и его коллегами в 1961 году в Канаде. Ученые разделили 72 ребенка в возрасте 3–6 лет на группы. Одна наблюдала, как взрослый собирает конструктор, другая — как бьет куклу Бобо, напоминающую неваляшку. Затем детям давали немного поиграть, а потом останавливали игру, чтобы усилить разочарование.

Спустя время детей заводили в комнату с конструктором и куклой Бобо — и те, что наблюдали за избиением последней, также начинали демонстрировать по отношению к ней агрессию. Причем мальчики и девочки старались копировать поведение взрослых своего пола. Вывод: в определенных случаях склонность к агрессии можно считать скорее приобретенной, чем врожденной.

РАСИСТСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Джейн Эллиотт была учительницей в маленьком городке Рисевилл, штат Айова. В 1970 году она устроила по-настоящему жесткий эксперимент с участием третьеклассников, поделив их на голубоглазых и кареглазых. Первым она сообщила, что они умнее, талантливее и получат добавку к обеду. Их она активно хвалила и поощряла. А вот кареглазых отсадили на задние парты, выдали черные воротнички и запретили пить из одного фонтанчика с голубоглазыми.

Голубоглазые в итоге стали учиться лучше, у них поднялась самооценка, и они начали травить кареглазых. А те, став изгоями, перестали проявлять инициативу и не могли решать простейшие задачи. Но когда учительница поменяла их местами, кареглазые взяли реванш, начав оскорблять притихших голубоглазых.

Так Эллиот объяснила ученикам, что такое расизм и дискриминация и почему это опасные и вредноносные для людей явления. Эксперимент также показывает, что непродуктивно делить детей в коллективе на умных и глупых, послушных и сорванцов.

«ПЕЩЕРА РАЗБОЙНИКА»

Этот эксперимент социальный психолог Музафер Шериф провел по мотивам романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух» и назвал его «Пещера разбойника». 22 незнакомых мальчиков он поделил на две группы, каждая выбрала себе названия, символику и вожаков, установила внутреннюю иерархию. Когда командам сообщили, что им нужно сразиться с соперником, чтобы получить приз, ребята стали враждовать и драться.

Тогда ученый перекрыл водосточный клапан булыжниками и предложил ребятам решить проблему с водой. Им пришлось сотрудничать, чтобы расчистить к ней доступ. Эксперимент показал, что соперничество за ресурсы рождает конфликты, а общая проблема — сплачивает. Родителям с тех пор также советуют не создавать между детьми искусственную конкуренцию.

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK