Профилактика мошеннических действий, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий
19 Октября 2023
Схемы мошенничества:
- Звонок от сотрудника правоохранительных органов (ФСБ, полиция, прокуратура, следственный комитет) — мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов, используя технологию по подмене номеров. Важно довести информацию о том, что сотрудники банков и любых правоохранительных органов НИКОГДА не спрашивают реквизиты карты, пароли из СМС, персональные данные и не просят совершать переводы денежных средств на какие- либо иные счета;
- Заработок в инвестиционных проектах (биржи) — мошенники представляются брокерами, предлагая при этом инвестировать денежные средства в различные биржи, после чего, начинают просить оплатить налоги за перевод денег, за комиссии, за страховые премии и т. д. Важно помнить, что настоящие брокеры не донимают людей звонками, не попросят перевести денежные средства на карты физлиц и другие платежные системы;
- Звонки через мессенджеры (в частности «Телеграмм»). Мошенники создают учетные записи в мессенджерах с фотоизображениями и именами руководителей, с помощью которых совершают звонки сотрудникам данных организаций, рекомендуя выполнять требования представителей правоохранительных органов и кредитно-финансовых организаций, в конечном итоге сводящиеся к переводу денежных средств на «безопасные счета». Важно довести информацию о том, что сотрудники банков и любых правоохранительных органов НИКОГДА не спрашивают реквизиты карты, пароли из СМС, персональные данные и не просят совершать переводы денежных средств на какие- либо иные счета;
- Блокировка банковской карты — сообщение о блокировании банковской карты с номером, по которому нужно позвонить. Цель — узнать личный код банковской карты.
- Объявления о продаже — мошенники продавцы просят перечислить деньги за товар, который впоследствии жертва не получает;
- Объявления о покупке — мошенники покупатели спрашиваю реквизиты банковской карты и (или) смс-код якобы для перечисления денег за товар, после чего похищают деньги с банковского счета;
- Сообщения от друзей — мошенник пользуется чужой страницей в социальной сети в Интернете, и под видом (родственника) просит перечислить ему деньги или сообщить данные карты якобы для перечисления денег под различными предлогами;
- Звонок о несчастном случае — мошенники звонят жертве от лица близкого человека или от представителя власти и выманивают деньги;
- Получение выигрыша (компенсация за потерянный вклад) — мошенники сообщают о выигрыше приза, возможности получения компенсации за потерянный вклад в «финансовую пирамиду» и т. п. Жертве можно забрать его, заплатив налог или плату якобы «за сохранность денег»;
- Вирус в телефоне — мошенники запускают вирус в телефон, предлагая пройти по «зараженной ссылке» (в том числе от имени друзей). С помощью вируса получают доступ к банковской карте, привязанной к телефону.