Часто задаваемые вопросы
Вопросы родителей
Вопрос: Что делать после получения заключения ПМПК?
Алгоритм действий родителей при получении заключения ПМПК:
- Заключение нужно отнести в детский сад или школу и написать письменное заявление о переводе ребенка на обучение по адаптированной образовательной программе в соответствии с заключением ПМПК.
- Адаптированная программа обязательно согласуется с одним из родителей, который ставит свою подпись на программе, тем самым подтверждая, что он согласен с её содержанием и принимает свою меру ответственности за её выполнение.
- Родители могут контролировать создание образовательной организацией специальных образовательных условий для ребенка в рамках реализации адаптированной образовательной программы, должны выполнять рекомендации специалистов по вопросам обучения и развития ребенка, рекомендации по лечению и медицинскому сопровождению ребёнка (ребёнок должен наблюдаться у специалистов системы здравоохранения в течение всего периода обучения), получать консультации по вопросам образования и развития своих детей.
- При переходе с одного уровня образования на другой проходить повторное обследование ребёнка на ПМПК.
Вопрос: Нужно ли повторно проходить ПМПК, если в заключении не указан уровень образования?
Комментарии:
Не обязательно, но желательно. Причины: ПМПК использует новые формы документов, выдаёт заключение по новой форме.
Процедура прохождения ПМПК одинакова при первичном и повторном обращении.
Вопрос: Действительно ли заключение ПМПК, если прошли комиссию в 2018 году? Если переехали в другую область?
Комментарии:
Заключение ПМПК действительно для предъявления в образовательную организацию в течение 1 года.
Заключение ПМПК действительно на всей территории Российской Федерации.
Вопрос: Нам в детском садике сказали, что ребенок сложный, он не сможет посещать детский сад, у нас нет специалистов.
Комментарий:
Положения ФЗ №273 от 26.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»:
Ст. 5 Все дети имеют право получать дошкольное образование в соответствии с ФГОС.
ст.79. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ст. 17. Формами получения образования являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование (для среднего общего образования). Допускается сочетания различных форм получения образования.
ст. 44. п. 3. Родителям предоставляется возможность выбора формы получения образования и организации, которая будет обучать.
Ст. 41. п. 5 Обучение детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием будет являться заключение медицинской организации и письменная форма обращения родителей (законных представителей) в детский сад.
Вопрос: Ставят ли на ПМПК «диагнозы»?
Нет. ПМПК определяет образовательную программу, подходящую для успешного обучения ребёнка.
Вопрос: Что делать после того как комиссия пройдена и заключение получено?
Условия описанные в заключении ПМПК будут реализовываться образовательным учреждением, только после того как родитель напишет письменное заявление в образовательной организации с просьбой реализовать специальные условия и образовательную программу, рекомендованную в заключении ПМПК.
Вопрос: Обязательно ли менять образовательное учреждение, если на ПМПК рекомендовали изменить программу?
Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнок может обучаться в любой школе по адаптированным программам при условии территориальной отнесённости к этой школе. Таким образом, родители(законные представители) самостоятельно решают, в каком образовательном учреждении будет учиться их ребёнок.
Вопрос: С какого по какой возраст обследует ПМПК?
ТПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет, а также лиц старше 18 лет для определения их образовательного маршрута
Вопрос: Что будет, если заключение не предъявить в образовательное учреждение?
Ребёнок будет учиться по той же образовательной программе, с теми же критериями оценивания, что и ранее. Создание специальных условий и изменение образовательной программы возможно только после предъявления заключения ПМПК и письменного заявления законного представителя ребёнка.
Вопрос: Если Комиссия пройдена в другом регионе РФ,будет ли заключение действительно?
Да. Заключение действует на территории всей РФ.
Вопрос: Может ли ПМПК оставить ребёнка на второй год?
В ст.58 п. 8,9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается: «Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».
Таким образом, этот вопрос решается внутри образовательной организации совместно с родителями. Повторное обучение возможно не более одного раза. Если после дублирования программы ученик вновь не аттестован, то он направляется на ПМПК с целью перевода на адаптированную программу с учётом психофизических особенностей ребёнка (например, для детей с ЗПР).
Вопрос: Где могут обучаться дети с ОВЗ? Может ли ребёнок с лёгкой умственной отсталостью обучаться в обычной школе?
Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнок может обучаться в любой школе по адаптированным программам при условии территориальной отнесённости к этой школе.
Вопрос: Можно ли пройти комиссию без направления от школы?
Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Вопрос: Может ли родитель присутствовать при прохождении комиссии?
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).
Вопрос: Что включают в себя специальные условия обучения?
Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Вопрос: Как подготовить ребенка к прохождению комиссии?
При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день. Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами. Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку. В процессе обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование. При ребенке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даете установку на подобное поведение. Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно. После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.
Вопрос: Нужно ли проходить ПМПК для того, чтобы ребенок остался в детском саду ещё на один год до школы
На основании пункта 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373, сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 2.7. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка) для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет).
Следовательно, данная возрастная норма должна быть отражена в уставах дошкольных образовательных организаций и учтена при заключении договора между образовательной организацией и родителями (законными представителями).
В соответствии со статьей 67 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
Следовательно, если у ребенка есть медицинские противопоказания к поступлению в школу, то учредитель образовательной организации может самостоятельно рассмотреть вопрос о продолжении получения дошкольного образования ребенком в образовательной организации в возрасте семи лет и старше. Основанием для этого может быть заявления родителей (законных представителей), справка МСЭ о наличии инвалидности, медицинское заключение о наличии противопоказаний по состоянию здоровья, заключение психолога о готовности (или не готовности) ребенка к школе, наличие свободных мест в образовательной организации.
Федеральное законодательство не предусматривает наличие заключения ПМПК, как обязательное условие для решения вопроса о продолжении получения дошкольного образования детьми в образовательной организации в возрасте семи лет и старше.
Вопросы специалистов
Вопрос: Как проводить онлайн-занятия, если у ребёнка нет компьютера, только смартфон родителя, есть WhatsApp. Ребёнок с ТМНР обучается по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 2). Ребенок не разговаривает, себя не обслуживает и не контролирует, полностью зависит от родителя. Получается только ссылки, советы, рекомендации? Видеосвязь результатов не дает, ребенок не коммуникабелен. Общение только с матерью обучающегося.
Рекомендуем изучить:
Методические рекомендации по реализации АООП , раздел III. Примерный алгоритм деятельности педагогических работников ОО по организации сопровождения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант II) в процессе реализации специальных индивидуальных программ развития (далее – СИПР) опосредованно (на расстоянии) с применением электронных ресурсов / разработаны ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3, реализующая АООП», рекомендованы Министерством образования Свердловской области.- http://detiirbita.ru/uploadedFiles/files/kopilka/metod_ovz/Metodicheskie_rekomendatsii_po_realizatsii_AOOP_.docx
Вопрос: Школа направляет ребёнка на ПМПК, но мать категорически отказывается от проведения комплексного обследования. Кто несёт ответственность?
Нормативные основания работы с родителями по обеспечению прав ребенка на качественное образование в соответствии со своими возможностями:
Семейный кодекс РФ - ст. 63,65 , ФЗ«Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012- ст. 44 п. 1, 4. - об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей.
Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 - все дети имеют право на образование.
На должностных лиц образовательных организаций, возлагается обязанность сообщить о нарушении прав и законны интересов ребенка по вопросам образования в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ).
В договоре с родителями образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению прав детей на качественное образование.
Вопрос: Необходимо ли ОУ заключать договор с ТПМПК в рамках взаимодействия ППконсилиума и ПМПК
ПМПК – структурное подразделение Центра ППМС-помощи (ЦППМСП).
Ирбитский ЦППМСП осуществляет взаимодействие с образовательными организациями Свердловской области в рамках заключенных Соглашений о сотрудничестве с Управлениями образованием г. Ирбита, Ирбитского МО, Байкаловского МР, Слободо-Туринского МР, Талицкого ГО, Тугулымского ГО, Туринского ГО, Тавдинского ГО, Таборинского МР.
При необходимости и желании Центр может заключить соглашение с отдельными образовательными организациями.
Вопрос: Обязательно ли иметь заключение ПМПК для занятий с логопедом в образовательном учреждении? Для зачисления на логопункт?
Рекомендуем посмотреть запись:
Вебинара Ирбитского ЦППМСП от 18 сентября 2020 «Порядок оказания логопедической помощи в образовательных организациях», ведущая Большакова Людмила Николаевна: https://www.youtube.com/watch?v=sqYqLMT9dFU
Рекомендуем изучить:
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 10 августа 2020 г. № ВБ-1589/07 «Об оказании логопедической помощи»
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
Вопрос: Учеников 9 и 7 класса необходимо отправить на комиссию для подтверждения статуса ОВЗ 8 вида, какие документы приготовить для родителей, график приёма и что значит электронная запись на ПМПК?
- Перечень документов для предоставления на комиссию можно скачать на сайте detiirbita.ru в разделе ПМПК http://detiirbita.ru/territorialnaya_oblastnaya_psihologo-mediko-pedagogicheskaya/perechen-dokumentov-dlya-obsledovaniya-na-pmpk/
- Электронная запись на подачу документов осуществляется на сайте detiirbita.ru в разделе ПМПК , при этом приезжать в ПМПК для подачи документов НЕ НУЖНО.
- После этого с родителями свяжется специалист ПМПК и согласует дату и время прохождения ПМПК, проговорит условия прохождения ПМПК.
Вопрос: Какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы?
Рекомендуем:
- Изучить Материалы семинаров Ирбитского ЦППМСП "Организация работы психолого-педагогического консилиума" на сайте detiirbita.ru в разделе Библиотека / Методическая копилка / Итоги мероприятий, проводимых специалистами Центра /, скачав их по ссылке:
- Участвовать в семинаре (вебинаре), запланированном для проведения в 1 полугодии 2021 года.
- Познакомиться с Распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г.№Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/download/2269/
Вопрос: Как правильно написать характеристику на ребенка?
Рекомендуем:
- использовать примерные шаблоны характеристик для детей дошкольного и школьного возраста.
- скачать примерные характеристики по ссылке: http://detiirbita.ru/uploadedFiles/files/kopilka/meropriyatiya_centra/011119/Kharakteristika_dlya_PMPK.zip
Вопрос: Вопрос по тьюторскому направлению и сопровождению: инновации в технологиях тьюторского сопровождения.
Разъяснение:
В заключении ПМПК может указать, что необходимо предоставить услуги по тьюторскому сопровождению и сопровождению ассистента (помощника).
Если в заключении ПМПК отсутствуют данные рекомендации, ППк детского сада или школы самостоятельно может принять решение о предоставлении данных услуг, в том числе определить период предоставления данной услуги.
Нормативные основания:
- Письмо Минпросвещения от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-20.02.2019-N-TS-551_07/
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации« https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/download/2269/
Вопрос: Как добиться того, чтобы из детского сада приходили обследованные дети? Ребенку дано заключение УО, мать не согласна, может ли она обратиться для повторного обследования с целью снятия заключения? Мнение специалистов школы: заключение соответствует действительности.
Комментарии:
- Обследование на ПМПК носит заявительный характер.
- Родителям можно предложить сначала приехать консультацию в ПМПК или Центр.
- Консультации по вопросам развития ребенка проводятся ПМПК для педагогов и для родителей.
- Родители имеют право обратиться в комиссию повторно, а решение о программе обучения принимается в зависимости от результатов обследования и заключения врача – психиатра.
Вопрос: Что делать, если родитель не согласен с решением комиссии?
Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Родитель может изъявить своё несогласие во время проведения комиссии, что будет отражено в протоколе. Родитель вправе обратиться в Центральную ПМПК для обжалования решения.
Вопрос: Если школа направила на ПМПК, а родители против, кто несет ответственность?
По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования; за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка. В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами). Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.
Вопрос: Ребенок-первоклассник практически не осваивает образовательную программу по состоянию здоровья. Родители отказываются обследовать ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии. Как поступить школе?
Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).
Родители (законные представители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (ст. 63 Семейного кодекса РФ, п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 Семейного кодекса РФ). Действующим законодательством предусмотрена семейно-правовая, административная и даже уголовная ответственность родителей в случае ущемления прав и законных интересов детей.
Право на образование в Российской Федерации является одним из неотъемлемых конституционных прав граждан, само же образование рассматривается законом, прежде всего, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Поэтому ненадлежащее поведение родителей, обязанных заботиться об обеспечении прав ребенка в области образования можно приравнять к отказу от попечения. В таком случае на должностных лиц образовательных организаций, которым стало известно о данной ситуации, возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ).
В содержании обращения в уполномоченные органы целесообразно дать развернутую характеристику сложившейся ситуации с ребенком, представить психолого-педагогический анализ, описать поведение родителей, меры, предпринятые образовательной организацией. Органы по защите прав детей, являясь органами власти, обязаны рассмотреть обращение по существу и дать образовательной организации ответ в течение месяца.